онлайн запрос
+7 (499) 110 26 20
Доставка грузов Таможенное оформление Международные переезды О компании Цены
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Особенности при составлении международного договора

Сегодня поговорим об особенностях составления международного договора. Наш специалист по ВЭД Екатерина Изюмская подробно расскажет о том, почему всего 5% подписанных предпринимателями из РФ контрактов имеют юридический вес, объяснит, как правильно составить международный договор.

Катерина Изюмская: Международные контракты участников внешнеэкономической деятельности — это реальная проблема. Почему? Потому что мало кто понимает, как этот контракт составить для своей сделки. 95% предпринимателей пользуются готовыми шаблонами из базы ТН ВЭД, при этом не думают о том, сработает ли он в их ситуации, есть ли от него польза. 

Часто участники ВЭД перекладывают ответственность на таможенного брокера, считают, что он все сделает сам, в том числе, составит правильный договор. Правда жизни такова, что в большинстве случаев таможенному брокеру все равно, что прописано в контракте. Главное для него — растаможить груз, доставить его до обозначенного пункта и получить оплату. Что будет с товаром дальше после пересечения границы Китая? Это его уже не касается.

Существует мнение, что в Китае российские предприниматели никому не нужны и не могут рассчитывать даже на элементарную защиту. На самом деле это не так. Правильно составленный международный контракт и есть надежная защита на территории чужого государства. Кроме того, Китай заинтересован в развитии бизнеса иностранных фирм, поэтому, если с бумагами все в порядке, неприятностей не будет.

Проблема в том, что 95% имеющихся сегодня контрактов, которые я видела лично, никак не защищают груз и предпринимателей. Могу смело сказать, что это просто бумажки. С такими договорами ехать в Китай не имеет смысла. Впрочем, во Вьетнам или любое другое государство тоже. Почти все, что сегодня составлено, вообще не контракты, а катастрофа, шаблонные бланки, неизвестно откуда скачанные, распечатанные и подписанные. Не понимаю, почему их вообще называют контрактами! 

Хочу напомнить, что если ваш контракт не вызывает спора, это означает, что он безнадежный. С таким договором в чужой стране вам не на что рассчитывать. Почему? Потому, что в Китае дружат с законами. Китайцев штрафуют на огромные суммы и даже лишают свободы за, казалось бы, незначительные нарушения. Даже небольшого промаха в Китае будет достаточно, чтобы минимум на 10 лет лишиться лицензии и попрощаться с бизнесом. 

Вы ничего или почти ничего не знаете о китайских законах, поэтому делаете контракты на свое усмотрение. Когда китайцы видят такой договор, они понимают, что в их стране вы ничего не докажете и с чистой совестью подписывают его, не вступая в споры. 

Как составить действительно работающий международный контракт, который защитит вас в чужой стране? У нас есть закон, который подробно описывает понятие внешнеэкономической деятельности. Перед тем, как что-либо составлять и подписывать, почитайте этот закон, пусть даже через строчку, изучите истории, темы. 

Что вы понимаете под определением международного договора? В первую очередь это документ коммерческого характера с прописанными в нем обязательствами сторон. А знаете, сколько вариантов договоров бывает? Из тех, что действуют по всему миру, не меньше 27! 

Для примера скажу, что в России известен только один вариант — договор поставки. Я даже ради интереса как-то интервьюировала сотрудников таможни, хотела узнать, что они могут сказать о внешнеэкономическом контракте. Знаете, что они ответили? Все как один отметили, что знают только о договоре поставки. 

Я попыталась узнать, что они могут рассказать о договоре лизинга, внешнеторговом контракте и пр. В ответ услышала, что это все это ошибка, что единственный рабочий документ — договор поставки. Все остальное из другой оперы. Так вот, еще раз повторюсь, актуальных для заключения по всему миру договоров 27 видов и знать хотя бы основные из них крайне желательно. 

Внешнеторговый контракт просто отличить по двум характерным особенностям:

  • товар пересекает границу;
  • противоположная сторона нерезидент страны. 

Например, если участники сделки — Россия и Казахстан, то договор уже будет считаться внешнеторговым. Также внешнеторговым контрактом считается любая валютная операция или даже договор на шеф-монтаж оборудования. 

Вот почему я всегда начинаю с главного и прошу анализировать тип договорных отношений. Только на основании этой информации имеет смысл составлять контракт. У каждого договора свои особенности. Действуют определенные международные соглашения. Они базовые и их много, все они каким-то образом проливают свет на составление внешнеторговых контрактов. В России они ратифицированы, работают почти в каждой стране мира. Без них даже пытаться выйти на международный рынок бессмысленно. 

Теперь детально. Есть Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и ООН. Там можно искать некоторые виды договоров. Есть еще международная торговая палата, где тоже доступ к типовым договорам не ограничен. Узкоспециализированные источники документов, связанные с условиями поставок по определенным маршрутам, например, из бывшего Союза в КНР несмотря на ветхость все еще актуальны. Этот документ, кстати, регулирующий, если речь именно о торговле с Китаем. Его нужно подробно изучить. 

Приведу пример. Вы обнаружили, что получили товар ненадлежащего качества и уверены, что можете подать жалобу на протяжении срока действия договора. К сожалению, это не так. Такого права у вас нет. В документе, регулирующим торговлю между бывшим Союзом и КНР, указано, что сделать это можно только в течение 30 дней. И даже, если в вашем международном контракте указано 90 дней, это ничего не значит. 30 дней — реальный срок для Китая. С этим вы ничего не сможете сделать. 

Таких моментов в документе много и речь даже не только о Китае. Нужно знать об условиях поставки в страну, с которой вы работаете, составлять контракт на их основе. Китай привела как пример, потому что именно с ним российские компании связаны теснее всего и, как правило, совершенно не владеют информацией из документа 1990 года о регулировании торговых отношений с КНР, тогда как китайские суды именно его считают базовым для принятия решений. 

Вы можете посмотреть, как выглядит типовой договор на сайте Венской конвенции ООН www.cisg.ru. Там достаточно информации по теме, начиная от основного текста и комментариев и заканчивая списком судебной практики. Кстати, именно там представлен отличный образец контракта на поставку и отправку от 2016 года. На его основе можно составлять собственные контракты. Рекомендую именно его, так как в будущем он действительно поможет. 

Известный факт, что в договорах прописывается Инкотермс. Мало кто понимает, что это на самом деле и что вообще про это нужно знать. Начну с того, что Инкотермс постоянно переписывается и меняется каждые 4 года. Кроме того, есть несколько разновидностей этого документа. Но главное, что вам нужно запомнить: каждый обновленный документ не исключает действия предыдущего! То есть, все когда-либо принятые документы все еще актуальны. 

В моей практике были случаи, когда ссылались одновременно на Инкотермс 2010 и 1980 годов. Это значит, что нужно изучать документы именно этих периодов. К сожалению, экспортеры мало, что об этом знают. Кроме того, Инкотермс постоянно обновляется и условия поставок в документах, датированных разными сроками, могут быть кардинально разными. 

Например, в документе 1980 года сказано, что за страхование несет ответственность одна сторона, тогда как в более новой версии 2010 года упоминается, что это уже другая сторона. Это настоящие подводные мины. Важно на них не натолкнуться. Если вы заметили различия в документах, значит вам нужно еще раз все тщательно проверить и убедиться, что информация действительно соответствует тому, что вам нужно для договора. Кстати, профессиональные опытные ВЭД-мастера часто виртуозно апеллируют этими различиями.

Что еще можно узнать из Инкотермса? Очень многое, так как это, по сути, сборник международных правил. В нем указывается принцип урегулирования отношений между продающей и покупательской сторонами. Там же описывается порядок распределения расходов на логистику, перевозку, погрузку и разгрузку, хранение, растаможку, получение лицензий, страхование, упаковку и пр. 

О чем вы не найдете в Инкотермсе информации, так это о правилах передачи права собственности. То есть, не стоит думать, что в своде правил будет указано, где и когда груз переходит от одной стороны к другой. Об этом в документе, независимо от года издания, ничего не говорится. 

Я всегда напоминаю, что Инкотермс не регулирует переход. По поводу этого пункта стороны договариваются в индивидуальном порядке. Вы сами должны определить точку перехода. От этого зависит, кто будет нести ответственность в случае проблем с грузом и страховыми компаниями. Это очень важно. 

Мы часто указываем, что право собственности должно переходить на территории России, когда товар уже поставлен. Но, если это экспорт, то права собственности переходит от нас к следующей стороне тоже на территории РФ, так как в случае случайных потерь груза в Китае мы не должны нести за это ответственности. По- другому просто нельзя. Доказать что-либо потом просто не выйдет. Вот почему фактический переход товара и переход права собственности на него не одно и тоже. 

Бывает, что в документе Инкотермса не прописывают конкретного местоположения, вместо этого пользуются терминами, например, FCA — «Гонконг». Где именно в Гонконге? Неизвестно. Если вам приходилось бывать в местном порту, вы наверняка понимаете, что даже за месяц найти там свой товар без четкой информации о локации невозможно. 

Еще одна хитрость, когда поставщик поставляет товар в определенное место Гонконга, тогда как заказчику нужно, чтобы товар прибыл совсем на другой адрес, при этом никто не урегулировал этого момента. Кто довезет товар до точки? Непонятно. По правилам, нужно прописывать все детали, включая номер дома и даже этаж. 

Не исключены варианты, когда про Инкотермс пишут без пометки на дату редакции. В таких случаях к контракту он не имеет отношения, потому что все, что указано в договоре, на деле с Инкотермсом не связано. 

В Инкотермсе всего 11 терминов. Из них только 7 применимы к каждому виду транспорта. Остальные — к водным. Настоятельно рекомендую принимать это во внимание! Просто ознакомьтесь с табличкой терминов и когда будете составлять контракт на общих условиях, узнайте, что означает тот же термин EXW, к примеру. 

Не составляйте и не подписывайте типовой внешнеэкономический контракт. Он вам не поможет. Анализируйте детали, вникайте в документ Инкотермс. А если на это нет времени, обращайтесь к нашим специалистам. Мы подготовим правильный и надежно защищающий вас международный контракт с учетом всех нюансов. 

Остались вопросы-Свяжитесь с нами

Ответим на все вопросы за один телефонный разговор — просто позвоните нам по номеру +7 (499) 110 26 20 или закажите обратный звонок на сайте

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Москва, улица Свободы, 29 Метро м.Тушинская

143404, г. Красногорск, ул Дачная, д 11 а

Copyright © 2013-2021

онлайн запрос
+7 (499) 110 26 20