В практике международной грузовой транспортировки риски минимизируются путем составления специального страхового договора. Документ обеспечивает выплаты определенной стоимости груза заказчику, если отправление оказалось потерянным, поверженным или полностью уничтоженным.
Грузовое страхование распространено в сфере имущественной безопасности, обеспечением которой является заранее составленное соглашение. Это своеобразный договор, в котором прописаны права, особые формы ответственности сторон и их обязанности. Составляется документ непременно опираясь на действующие законодательные акты и регламенты в страховой сфере.
Показателями неблагоприятной ситуации в отношении груза являются:
Попытаться получить компенсационные выплаты не получится, если грузовые потери и порча возникла при обстоятельствах, являющихся не страховыми:
Заказчик вправе получить сумму возмещения только на оговоренные в договоре случаи, страховая ситуация которых не вызывает сомнений.
Страховая компания тщательно проверяет факт возмещения стоимости, где фигурирует только строго определенный тип перевозки.
Ярким примером является недавняя ситуация, когда страховые инспекторы пытались аргументировать отказ от выплаты клиенту, по причине нерациональной фиксации груза в контейнере. Они признают это как не страховой случай. Однако заказчик предоставил в суд договор, где в страховку включена формулировка ответственности “за все риски”. Вердикт отверг доводы страховой организации, обязав возместить убытки заказчика в полной мере.
Договор страхового обслуживания непременно должен в себе нести:
Грузовые отправления в страховом классификаторе делятся на три основные группы: по типу назначения, по критерию разрушения и по транспортировочному способу.
В свою очередь, страховое карго в международной логистике определяет степень защиты товарных категорий. Это особый процесс, главной особенностью которого является обеспечение страховой защищенности груза на всем пути его следования между пунктами.
В качестве примера приведена схема классического карго, базируемого на пяти основных этапах:
Данный алгоритм может быть упрощен. К примеру, если груз на пути следования не будет менять транспорт или заказчик сам способен организовать вывоз.
Важным аспектом заключения договора на страховое обслуживание является придание значения имеющимся в документе формулировкам. При наступлении страхового сценария можно будет избежать лишних судебных издержек и получить выплаты, без необходимости кому-то что-то доказывать в суде.
Говоря о сроках действия договорных обязательств, документ может оформляться:
В последней ситуации выявляется плюс для компаний, которые используются привычные логистические схемы для транспортного движения однотипных грузовых позиций.
Относительно торговли на международном уровне условия поставки регламентируются правилами “Инкотермс”. Именно благодаря им определяется степень ответственности покупателя и реализатора продукции при осуществлении грузовых поставок товаров из-за границы.
В практической международной торговле между сторонами заключаются контракты, предусматривающие соблюдения стандартных условий при осуществлении доставки. Здесь находят свое отражение следующие страховые показатели:
CIF. В момент нахождения груза в пути следования продавец в числе прочих несет затраты по страховке. Она защищает груз от возможных рисков на море и во время фрахта.
FOB. Правило направлено на покупателя, который несет затраты и риски на организацию погрузочного процесса груза на судно.
FAS. По правилам именно продавец берет на себя ответственность за организованную отправку ценностей в порт. Он же несет затраты за разгрузочные работы и фактическое позиционирование груза в заранее определенном покупателем пункте. Далее все затраты и риски ложатся на покупателя. То есть за период от процесса размещения груза на судне в отправляемом пункте до финальной точки прибытия.
CAF. На покупателя возлагается расходная часть, соизмеримая от товарной стоимости партии груза. Страховая часть обеспечивает защиту от возможных проблем в пути от момента погрузки на борт до фактического прибытия в конечную точку.
У каждой из сторон сохраняется персональная ответственность за страховые события в отношении груза, где каждый участок маршрута за кем-то закрепляется. Товар, приобретенный по регламенту FOB, где именно продавец является ответственным за товарную доставку и его страховая часть сохраняется до непосредственного момента размещения груза на борту.
Чтобы рассчитать страховую стоимость, агенты используют шаблонные тарифные сетки. В учет берутся показатели длительности маршрута, используемый вид транспорта, какая упаковка используется. Средний ценовой чек формируется от 0,05% до 0,3% от заявленной ценности всей грузовой партии.
Характер груза имеет немаловажное значение при формировании стоимости страховки. Минимальный ставочный коэффициент определен в отношении грузов, имеющих меньшие риски получить в пути повреждения (металлы, камни). Хрупкие виды грузов, например, стекло - оплачиваются дороже.
Существуют также грузы в отношении которых запускается процедура согласования. Речь идет о транспортном перемещении ассортимента ювелирных украшений, камней и металлов драгоценного содержания, наличных средств, припасов военного назначения, различные виды искусства, товары из списка с акцизной маркой, животные и растения.
За основу страховой стоимости принято брать ценовой показатель заявленной суммы по оформленному контракту. Однако она может быть еще увеличена на транспортную стоимость перемещения груза и составить до 10% также от заявленного ценового значения груза и ожидаемой прибыли.
Процентная ставка в отношении каждого транспортного вида отличается. Страховые агенты при расчетах опираются на уровни риска, которые представлены в следующей таблице.
ВИД ПЕРЕВОЗКИ |
УРОВЕНЬ РИСКА |
Доставка автомобилями |
Наименее безопасный способ транспортной логистики. Поэтому здесь позиционируется самый высокий страховой коэффициент. В учет берется:
|
Перевозка железной дорогой |
Основные риски заключаются на этапе загрузки и выгрузки ценностей, а также с ситуацией схода вагонов с рельс или хищением груза на стоянке. |
Доставка по морю |
Имеет высокий показатель риска, прежде всего связанный:
|
Авиационный способ доставки |
Пожалуй, самый безопасный способ, имеющий минимальные ставочные показатели при страховании. Одним из рисков является факт хищения при нахождении груза в аэропорту. |
Предметным интересом, который подвергается страхованию при транспортной доставке морем, является так называемая фрахта. Это показатель возможной упущенной прибыли в коммерческом плане, который напрямую связан с перевозкой груза.
В страховом бланке с согласования сторон должны указываться:
При заключении подобного соглашения оформляется абандон. Это условие при котором владелец груза может рассчитывать впоследствии на страховые выплаты в максимальном объеме, но при этом должен отказаться от груза. Правообладателем в данной ситуации становится сам страховщик. Чаще всего условие приводится в силу:
При перевозках воздушным путем, любые грузы страхуются. Общий страховой объем складывается из типового предназначения груза и прочих факторных условий. В соглашении может быть предусмотрено две опциональные ответственности:
В договоре страхования по международному перелету и перевозке груза должен содержаться подробный информационный перечень о ценностях:
Контракт подписывается только после тщательного визуального осмотра. После этого в документе могут появиться дополнительные пункты соглашения.
Использование автомобильного транспорта для перевозок обязывает организаторов соблюдать особые условия страхования гражданской ответственности (статья 40-ФЗ от 25.04.2002 года, опубликованная в 6-ой статье ФЗ).
На ее основании под защитой оказывается автовладельцы, которые вправе рассчитывать на выплаты по убыткам. Страхованием подобного типа пользуются логистические компании с собственным автопарком, работающим по направлению перевозки товаров разного назначения.
Всего существует три страховых схемы, являющихся стандартными среди страховщиков.
СХЕМА СТРАХОВАНИЯ |
ОСОБЕННОСТИ |
Вариант с формой ответственности за все возможные риски |
Заказчик вправе получить по договору убытки от повреждений всего груза или его части, несчастный случай с которым произошел по причине:
|
Вариант с формой ответственностью за частную аварию |
К возмещению предусмотрены:
|
Вариант без степени ответственности, кроме ситуации крушения |
Если груз полностью уничтожен или его часть, то можно рассчитывать на возмещение. Однако ситуация считается страховой, если это произошло результате судового столкновения, посадки на мель, переворачивания, взрыва или пожара на корабле. |
Здесь стоит принять к сведению, что условное обозначения “всех рисков” не будет иметь абсолютного смысла при различных действиях. Одни из них могут привести к полной гибели ценностей, а другие лишь создадут предпосылки по которым не всегда возможно получить выплаты.
В общем, никак не получится получить компенсацию, если причинная связь не отражена в перечне страховых ситуаций в договоре.
В документе может быть уточнение, какие именно страховые ситуации страховщик исключает. К примеру, груз имеет страховой статус “С ответственностью по всем рискам”, но при этом исключая любые мошеннические операции, перечисленные в статье 159 УК РФ.
Таким образом, если груз в пути потеряется не без помощи третьих лиц, то это будет преступное деяние, не подпадающее под критерии выплаты по страховке. Внимательно следует изучать нюансы при принятии договора.
Обладатель груза в силах провести процедуру страхования самостоятельно, или доверить выполнение задачи непосредственному перевозчику. Исполнение обязательств следует регламентировать при составлении договора с указанием предоставления исполнителем всех подтверждающих операцию справок.
Территориально страховка распространяет действие на какую-то страну или ряд стран, где конкретно будет пролегать грузовой маршрут. Защитить можно не только непосредственный факт перемещения груза, но и этапы временного пребывания и перегрузки ценностей в отдельных пунктах.
Профессионалы в области страхования непременно берут в учет, что в пути могут произойти различные бедствия стихийного характера, способны возникнуть конфликты и прочие форс-мажорные ситуации. По направлению грузов из Европы в страны Северной Америки страховка обходится дешевле, чем транспортируемого через азиатские и африканские страны.
Если упаковка открытая, то это создает больше рисков, чем закрытый вариант. Именно поэтому, контейнерные транспортировки при расчете страховых сумм формируются с применением меньшего коэффициента.
Под термином франшизы в страховании подразумевается понятие вычета из выплаты. Причем франшиза может иметь условные и безусловные основания.
Условный вариант определен суммой, которая прописана в договоре. Если нанесенный убыток появился в результате транспортировки ценностей и превысил их стоимостный номинал, то страховой случай покрывается компанией в полном объеме.
Безусловный вариант франшизы формируется из вычета с выплаты, который способен покрыть масштабы убытка, не взирая на его размеры потерь. То есть страховщик в данном случае покроет потерю, однако сделает вычет на безусловный фактор, прописанный в договоре.
Работая на направлении международных перевозок, необходимо принимать во внимание множество рисков. На страховые компании накладываются особые обязательства, требующие выплат по факту выявления транспортного крушения или полной или частичной потери ценностей. Кроме того, страховым случаем может стать порча груза, виной которой способна выступать третья сторона. Страховой документ также может иметь пункт, по которому страховка покроет затраты, направленные на розыскные мероприятия или спасательные действия в отношении груза.
Страховка для перевозок внутри территории - довольно распространенная практика. Но и здесь следует учитывать нюансы. К примеру, основываясь на законодательных актах РФ, груз проходит процедуру страхования всего один раз. Соответствующие действия проводят представители транспортных компаний или сторонние страховые агенты. Чаще всего в работе используются нормативы имущественного страхования (исключением являются нюансы с морскими перевозками).
Законодательной нормой в РФ частично является кодекс и его законные основания из статей раздела по организации страхового дела в России. В сводном акте нет исчерпывающих списков, какие виды страховых случаев существуют, и какие способы защиты товара предусмотрены. Именно поэтому многие расценки, правила и виды перевозок участники договорных отношений устанавливают в индивидуальном порядке.
Относительно международных перевозок и сопутствующих этому видов страхования стороны опираются на права страны перевозчика (ст. 5 Регламента № 593/2008 Европейского парламента и Совета ЕС г. Страсбург 17.06.2008). Нет какой-то отдельной группы, которая бы регулировала страхование грузов в международной практике. Соответственно, всё опирается на правила, регламентированные в отношении всех товарных групп. Это направление законодательно курируется регулирующими актами внешнеторговой деятельности в РФ. Морская деятельность подпадает под юрисдикцию мореплавания РФ (КТМ) от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ст. 271).
По факту наступления страховой ситуации выплаты осуществляются из фондов, которые заказчик уплачивает в виде взносов (премий) + собственных активов предприятия.
Договор по страховому обслуживанию непременно должен четко формулировать перечень ценностей. Иначе могут появиться затруднения с выплатами.
Милэна
Перевозила груз с Нидерландов в Россию (Пенза) Все прошло отлично! Все вопросы решались быстро, организовано и профессионально! Отдельное спасибо Катеньке за поддержку, сопровождение и быструю перевозку груза до места назначения. Работой очень осталась довольна! Настоятельно рекомендую всем! С уважением, Милэна
Мы собрали лучших для решения ваших задач
Компания "Логистком" строит свои взаимоотношения с клиентами, партнерами на базе взаимовыгодного сотрудничества. Мы нацелены на оперативное изучение специфики бизнеса клиента и тонкую настройку продуктивного взаимодействия. Благодаря нашему опыту и профессионализму мы способны быстро адаптировать свои бизнес-процессы, инфраструктуру и производственные возможности под потребности клиента.
Руководитель компании
Финансовый директор
Бригадир грузчиков
Руководитель клиентского отдела
Менеджер по логистике
Юрист
Менеджер по продажам
Менеджер по логистике
Заявка
Расчет
Перевозка
Оплата
Москва, улица Свободы, 29 Метро м.Тушинская
143404, г. Красногорск, ул Дачная, д 11 а
Copyright © 2013-2024